Пароходная почта по водным путям

Перевозка почты по водным путям всегда имела важное значение в развитии почтовых связей во всем мире. Россия, с ее огромной морской береговой линией и большим количеством рек и озер занимала важное место в этих перевозках. Хотя перевозку почты по водным путям принято называть «пароходной почтой», фактическое использование этих путей для почтовых целей началось задолго до изобретения пароходов.

Первоначально перевозка почтовой корреспонденции носила нерегулярный и неорганизованный характер. Уже в XVI в. появились первые лица, а затем и компании, получившие впоследствии наименование «пересылочные агенты» (forwarding agents), которые принимали от своих клиентов письма для пересылки их другим получателям.

Открытое письмо отправленное 9 июня 1900

Открытое письмо, отправленное 9 июня 1900 года из финского порта Або (Турку) с пароходом до Санкт-Петербурга и далее в Псков, с гашением штемпелем в виде изображения парохода

Попытки организации срочных, то есть выполняемых в соответствии с четким расписанием, морских почтовых перевозок в России на парусных судах предпринимались с начала XVIII в. Еще при Петре I два русских фрегата были переоборудованы в специальные почтовые боты, курсировавшие по Балтийскому морю между Кронштадтом и Любеком. Позднее, при Анне Иоанновне, на Каспийском море были построены специальные боты для доставки почты из Астрахани в Персию. В конце 1770-х гг. была предпринята и попытка перевозки почты морем между Херсоном, Таганрогом и Константинополем. Однако такие попытки организации срочных почтовых перевозок почты парусными судами в большинстве случаев оказывались неэффективными из-за относительно небольшого почтового обмена и невозможности обеспечить четкую регулярность доставки корреспонденции, в связи с высокой зависимостью парусных судов от погодных условий. Из-за этого, в большинстве случаев, морские перевозки не могли конкурировать с сухопутными путями доставки корреспонденции.

Регулярные почтовые перевозки получили свое дальнейшее развитие уже с изобретением парохода. В мае 1827 г. в Санкт-Петербург прибыл из Лондона пароход «Георг IV», владелец которого английский торговец Жолифф предложил совершать на этом судне из Лондона в Санкт-Петербург регулярные плавания, до 5 раз в каждую навигацию.

Уже с 1828 г. русское правительство приняло меры по приобретению собственных пароходов для регулярной перевозки почты по Черному морю между Одессой и Константинополем. В дальнейшем большую роль в развитии почтовой связи сыграло образование крупных акционерных и частных почтовых компаний, таких как Российское общество пароходства и торговли, Добровольного флота, Восточно-Азиатского пароходства, общества «Кавказ и Меркурий». Несколько позже началась перевозка почты по рекам и озерам.