Пароходные почтовые отделения на пароходах

Пароходные почтовые отделения на пароходах этого общества были открыты только в 1912 г. на линиях, связывавших Баку с портами Персии — Энзели, Астарой и Мешедессером. Известны некоторые почтовые отправления с гашением марок на них не почтовыми штемпелями, а штампами кораблей различных пароходных компаний, также осуществлявших перевозки по Каспийскому морю.

Для содержания срочного пароходного сообщения между Архангельском, Беломорскими портами и Мурманским берегом до норвежских городов Вардэ или Вадзэ, в 1875 г. было учреждено товарищество на паях под наименованием «Товарищество Архангельско-Мурманского срочного пароходства». Каждую навигацию два парохода этого общества совершали по 12 рейсов, перевозя, наряду с пассажирами и грузами, также и почту. В 1895 г. число рейсов было расширено и на пароходах были открыты почтовые отделения для приема на борту корреспонденции всякого рода.

В 1897 г. договор на почтово-пассажирские перевозки по реке Печоре был заключен Архангельским губернатором с товариществом «Наследники С. Н. Норицына».

подробнее

Почтовая карточка, отправленная 9 июля 1915 г. через Печерское пароходное отделение в село Устъцилъма. В 1899 г. было открыто почтовое сообщение речными судами по реке Северная Двина, впадающей в Белое море у Архангельска, в те месяцы, когда река была свободна ото льда. Оно обеспечивалось Северной Пароходной компанией «Котлас-Архангельск-Мурманск». Пароходные отделения, открытые на пароходах, действовавших на этой линии, получили названия «Котлас-Архангельск-Б и «Котлас-Архангельск-П».

Приморская область отошла к России в 1860 г. и вскоре там был построен порт Владивосток. До 1884 г. не существовало регулярной морской связи Европейской России с Дальним Востоком. На самом же Дальнем Востоке сообщение, в том числе и почтовое, поддерживалось с 1876 г. пароходами купца А.Ф. Филиппеуса на основании договора, заключенного им с русским правительством на 10 лет. Гру"зы же из Европы доставлялись на Дальний Восток, в основном, иностранными судами.

Вместе с тем, итоги Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. показали необходимость для России иметь на Черном море пароходы, которые могли бы использоваться как вспомогательные военные суда в случае возникновения войны и как торговые суда в мирное время. Одновременно развитие Дальнего Востока и усиление там роли России требовали установления регулярной морской связи с дальневосточными портами и развития торговли без посредничества иностранных перевозчиков.

В связи с этим, 11 апреля 1878 г. был образован общественный комитет по строительству флота, получившего наименование «Добровольного», который организовал сбор пожертвований на эти цели по всей России. Товарищество получило большие денежные субсидии от государства, а капитанами его пароходов назначались офицеры императорского флота. Его штаб-квартира размещалась в Одессе.