Первые железнодорожные штемпеля

Первые железнодорожные штемпеля появились еще до образования Управления, сразу после окончания строительства Николаевской железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой в 1851 г. Наиболее ранние из известных дат применения этих штемпелей относятся к 1852 г.

В 1858 г. одновременно с введением почтовых марок, все почтовые учреждения в России были снабжены номерными точечными штемпелями различной формы, зависевшей от типа почтового учреждения. Штемпеля железнодорожных отделений были шестиугольной формы и первоначально имели цифры «1» — у отделения в Санкт-Петербурге и «2» — у отделения в Москве. В почтовых вагонах маршрута Санкт-Петербург-Варшава использовались штемпеля с номерами от «3» до «9». Наряду с точечными штемпелями гашения, на письма ставился и круглый календарный

Штемпель, в верхней части которого указывалось название железной дороги, а в нижней — название города или номер почтового вагона. В феврале 1863 г. номерные штемпеля были изъяты из обращения и для гашения марок были введены новые круглые штемпеля.

Конверт письма отправленного 19 ноября 1874 г

Конверт письма, отправленного 19 ноября 1874 г. из Динабурга в Санкт-Петербург с круглым штемпелем гашения Динабургского почтового отделения Орлово-Динабургской железной дороги

Открытое письмо, отправленное 5 июля 1883 года с отделением почтового вагона №3 в Вильно. Восьмиугольный штемпель железнодорожного отделения почтового вагона
Введение новых типов железнодорожных почтовых штемпелей в 1869 г. было связано с введением нумерации почтовых вагонов. Основной отличительной чертой всех штемпелей первого периода является способ написания даты — в центре штемпеля в три строки, причем месяц обозначался буквами. На штемпелях почтовых вагонов номер маршрута обозначался двумя цифрами, для прямого и обратного маршрутов. В начале 1880-х гг. на штемпелях почтовых вагонов номер маршрута стал обозначаться одной цифрой.

В 1890 г., как и во всех почтовых учреждениях России, в железнодорожных почтовых отделениях, в соответствии с решениями Всемирного почтового союза были введены штемпеля с крестообразной датой и обозначением месяца римской цифрой.

письмо отправленное с почтовыми вагонами

Открытое письмо, отправленное с почтовыми вагонами №31-32 «Колюшки-Лодзь» и №25-26 «Варшава-Граница». Штемпеля вагонов с указанием станций отправления и передачи писем и указанием маршрутов двумя цифрами

Следующее кардинальное изменение типа почтовых штемпелей было осуществлено 3 февраля 1903 г., когда ГУПиТ для железнодорожных почтовых отделений установил форму двойного овала с размещением даты в одну строку на дорожке, образуемой параллельными линиями. На штемпелях вокзалов указывалось название станции, а на штемпелях почтовых вагонов, наряду с номером маршрута, стали указываться начальный и конечный пункты маршрутов. На безномерных местных маршрутах указывались только его конечные пункты.

Из общей системы железнодорожных штемпелей несколько выделяются штемпеля отделений почтовых вагонов, действовавших в пассажирских вагонах некоторых поездов, которые имели восьмиугольную форму. Особые штемпеля применялись на местных железных дорогах в пригородах Санкт-Петербурга. На раннем этапе деятельности штемпеля почтовых отделений на этой дороге не имели даты, а только название даты. После 1890-х гг. на станциях этой дороги стали применяться календарные круглые штемпеля с сегментами из вертикальных линий, названием железной дороги и станции, а также номером поезда.