Почта дирижаблем

1 сентября 1927 г. в Гааге состоялась первая Международная авиапочтовая конференция, в которой СССР принял активное участие. Этому событию были посвящены две марки, вышедшие в обращение к открытию конференции. Предполагалась доставка почты, франкированной этими марками, специальным рейсом с Земли Франца-Иосифа, для чего был подготовлен специальный штемпель гашения. Но этот пролет был отменен, и письма гасились специальным штемпелем в Москве. Среди марок воздушной почты значительный интерес представляют марки и почтовые отправления цеппелинной почты.

История дирижаблей (цеппелинов) связана с именем их конструктора, одного из пионеров воздухоплавания, графа Фердинанда Цеппелина, первый пробный полет дирижабля конструкции которого состоялся в Германии еще в июле 1900 г. Дальнейшее развитие дирижаблестроения привело к открытию в 1909 г. германским обществом воздухоплавания «Делаг» цеппелинного пассажирского и почтового сообщения. Если до 1918 г. строительство дирижаблей велось только в Германии, то после Первой мировой войны и другие государства, включая и СССР, занялись их постройкой. 29 августа 1931 г. дирижабль TZ 127 «Граф Цеппелин» начал регулярные полеты в Южную Америку. В доставке почты дирижаблями, помимо немецкой, принимали участие почтовые администрации 43 стран.

Почтовая марка дирижабль Граф Цеппелин

В 1931 г. советское правительство планировало провести экспедицию на ледоколе «Малыгин», которая должна была пройти по Северному морскому пути до самой северной части Земли Франца-Иосифа — острова Рудольфа. На ледоколе должны были присутствовать как иностранные туристы, так и советские ученые. Для участия в этой экспедиции был приглашен также известный немецкий воздухоплаватель Г. Эккенер, который должен был совершить полет в Арктику на дирижабле «Цеппелин LZ-127». Размеры этого дирижабля были поразительными для того времени, его длина достигала 236,6 метра, а высота — 33,7 метр. В 1929 г. на нем уже было совершено кругосветное путешествие.

Уже в сентябре 1930 г. Эккенер совершил пробный полет на дирижабле из немецкого города Фридрихсхафена в Ленинград и Москву. В честь этого полета были выпушены две марки большого формата номиналами 40 и 80 копеек, на которых изображен рисунок известного плаката «Даешь пятилетку в четыре года». Этими марками оплачивался дополнительный сбор за доставку почты дирижаблем из Москвы до Фридрихсхафена: 40 копеек — за открытку и 80 копеек — за закрытое письмо. Марки гасились специальным штемпелем и в дополнение к нему на письмах проставлялся еще один специальный штемпель. На эти марки был большой спрос, но они вышли небольшими тиражами: зубцовые — 50 тысяч и беззубцовые — 1 тысяча.

После успешного испытательного полета Эккенер стал готовиться к полету на Север. Во Фридрихсхафене (Германия) на дирижабль «Цеппелин» погрузили все, что было необходимо в случае возможного крушения и посадки на льдину. Было запланировано, что дирижабль встретится с ледоколом в Арктике, примет на борт экскурсию пассажиров с ледокола и передаст на него письма, посылки и газеты. Дирижабль прибыл в Ленинград, откуда, приняв на борт почту, 26 июля 1931 г. он через Архангельск и Петрозаводск, а также далее через Белое и Баренцево моря отправился к берегам Земли Франца-Иосифа. Здесь в бухте Тихой, где ранее зимовал корабль Г. Я. Седова «Святой Фока», 27 июля произошла встреча «Цеппелина» с ледоколом «Малыгин». Торжественный прием не состоялся, так как приближавшаяся буря несла из пролива к гондоле ледяные поля. После обмена почтой дирижабль сразу же взлетел и взял курс на Северный полюс.