Регулярная линия, обслуживаемая пароходами

Первая регулярная линия, обслуживаемая пароходами, отплывавшими по четкому расписанию, была открыта между Одессой и Владивостоком в 1884 г., а в 1893 г. она была расширена за счет введения рейсов от Владивостока до портов Камчатки и Охотского моря. В 1908 г. Добровольному флоту решением Совета Министров были переданы все почтовые перевозки из Владивостока в северные порты. На судах Добровольного флота, осуществлявших рейсы по линии «Одесса-Владивосток» и обратно, пароходные почтовые отделения были открыты, очевидно, уже в 1897 г.
Эти почтовые отделения обеспечивали прием, сортировку и сдачу корреспонденции в портах захода. При сдаче почты по пути следования на почтовые отправления дополнительно ставился штемпель с надписью «Paquebot». Доставка почты на этой линии была прекращена в 1903 г. в связи с окончанием строительства Восточно-Китайской железной дороги, обеспечивавшей более быструю доставку корреспонденции.

Открытое письмо отправленное 8 января 1903 г

Открытое письмо, отправленное 8 января 1903 г. из Одессы с пароходом линии Одесса-Владивосток

Почтовые отделения на пароходах, осуществлявших плавания в северные порты — на Камчатку и Колыму, были открыты значительно позже, начиная с 1907 г. В 1899 г. было учреждено «Российское Общество Восточно-Азиатского Пароходства» (РВАП) Инициатором его создания выступило датское Восточно-Азиатское пароходство, на капиталы которого это общество и было основано. Штаб-квартира общества размещалась в Санкт-Петербурге, но большинство его судов имели портами приписки Ригу и Либаву.

Пароходное почтовое отделение, использовавшее собственные штемпеля, было открыто только на линии Санкт-Петербург-Владивосток. Им применялся штемпель без указания маршрута, а только с обозначением сокращенного названия общества. В январе 1895 г. иркутским генерал-губернатором был подписан договор сроком на 12 лет с купцом Н. Е. Глотовым, в соответствии с которым последний обязался выполнять один рейс в неделю из Тарасовской в Якутск и один рейс в неделю из Якутска в Тарасовскую. Всего за период навигации (примерно с 10 мая по 15 сентября) должно было быть выполнено 16 рейсов по течению и столько же против течения. Первый пароход «Пермяк» отошел по расписанию от пристани Тарасовской 10 мая 1895 г.

С 1900 г. был введен еще один еженедельный регулярный рейс по маршруту «Усть-Кута-Якутск» и обратно. На пароходах, обслуживавших эту линию, были открыты пароходные почтовые отделения, принимавшие и обрабатывавшие почту на борту.