Русское общество Пароходства и Торговли

В 1856 г. было создано «Русское общество Пароходства и Торговли» (РОПиТ), которое предлагалось учредить в целях поддержания регулярных сообщений русских городов, расположенных на Черном и Азовском морях как между собой, так и с восточными государствами. Общество обязывалось организовать срочное пароходное сообщение на своих линиях. В 1867 г. РОПиТ были переданы все почтовые операции на Востоке, причем последовало распоряжение об упразднении государственной русской почтовой конторы в Константинополе.

Русское общество Пароходства и Торговли

Открытое письмо, отправленное 17 апреля 1906 годапароходом линии Архангельск-Вардэ в Боден

В 1894 г. договор был пересмотрен. По вновь заключенному договору устанавливалось, что перевозка всякого рода почтовой корреспонденции между русскими портами по внутренним линиям производится в сопровождении чинов почтово-телеграфного ведомства. На заграничных линиях обществу предоставлялось право производить все почтовые операции со всеми существующими в России видами почтовой корреспонденции. Пароходное сообщение связывало также Одессу и другие черноморские и азовские порты с портами нижней части Днепра, Буга, Дона и Дуная.

На первом этапе деятельности пароходных почтовых отделений ими применялись штемпеля в форме одинарной окружности с наименованием пароходной линии или пароходной компании и датой в три строки. Начиная с 1890 г. стали постепенно вводиться штемпеля с крестообразной датой и обозначением месяца римской цифрой. После 1903 г. были введены штемпеля в форме двойного овала и датой в одну строку. С начала 1900-х гг. с целью необходимого увеличения почтовых перевозок и, кроме того, для организации доставки почты в порты, в которые пароходы РОПиТ не заходили, часть корреспонденции стала перевозиться по вновь открытой Крымско-Кавказской линии.

Позже, корреспонденцию, вынимаемую из почтовых ящиков пароходов РОПиТ, которая гасилась по прибытии в Одессу обычными штемпелями пограничной почтовой конторы, стали дополнительно клеймить, для целей учета, специальным штемпелем «PAQUEBOT».

Пересылка почтовой корреспонденции по Каспийскому морю началась в 1847 г. Так же как по Черному и Азовскому морям, первоначально здесь перевозилась одна лишь простая корреспонденция. При этом почтовые сношения поддерживались казенными пароходами Каспийской флотилии между Астраханью, Дербентом, Баку и Ленкоранью. С 1858 г. эти перевозки стали осуществляться пароходами акционерного общества «Кавказ и Меркурий».