Создание первой марки

В отличие от многих других изобретений при создании первой марки сразу были найдены удачная форма, размеры и способ ее прикрепления к конверту, хотя печатники столкнулись с немалыми трудностями при подготовке к выпуску первых почтовых знаков. Особенно трудно было нанести клеевой слой на обратную сторону отпечатанных листов.

Первые марки с изображением профиля царствовавшей тогда королевы Виктории отделялидруг от друга ножницами. Лишь спустя восемь лет появилисьперфорационные машины, с помощью которых каждая марка в листе оказалась окруженнойрядом маленьких отверстий (перфорацией), что весьмаоблегчило отделение их друг от друга. После этого никакихпринципиальных усовершенствований в деле выпуска марок не произошловплоть до нашего времени. Менялись лишь их размеры. Изредка выпускалисьмарки необычной формы, например в виде ромбов или даже трапеций.Появились новые методы печати, но в большинстве стран марки, выпущенныеспециально для оплаты писем (так называемые стандартные выпуски), дажеразмерами и формой мало отличаются друг от друга.

Правда, совершенноизменилось содержание марок, но это уже разговор особый. Примеруангличан быстро последовали другие государства. В течение одногодесятилетия, с 1840 по 1850 год, марки появились во Франции, в Австрии,в США и во многих других государствах Европы и Америки. Выпуск ихповлиял на развитие почтовых связей. В Англии, например, количествописем, отправленных в 1840 году, увеличилось по сравнению с предыдущимгодом более чем в два раза.

Создание первой почтовой марки

В России созданию марок предшествовала большаяподготовительная работа. Вначале были изготовлены пробные марки круглойформы с изображением головы Меркурия и двуглавого орла, однако одобрены они не были. Образец первой русской марки десятикопеечного достоинства окончательно утвержден был 20 октября 1857 года. Первый русский знак почтовой оплаты — прямоугольная марка без зубцов с изображением государственного герба. И ещё помимогосударственных почтовых марок, в России с 1865 года стали выпускатьсяземские марки.

Предназначались они для оплаты корреспонденции, отправляемой в пределах уезда на средства земской почты, котораяявлялась как бы продолжением почты государственной. В царской Россиипрошлого века государство не могло обеспечить потребности уездов впочтовой связи, и это вызвало к жизни земскую почту. А вот насегодняшний день, пожалуй выпущено по колиству не один миллиард почтовых марок, а раньше выпускались в малых количествах.

По закону земские марки должны были отличаться от марок государственных выпусков, поэтому они имели самые различные формы и размеры: овальную, ромбовидную, прямоугольную. Были даже и круглые марки с различными изображениями, выгодно отличавшими их от государственных марок, на которых изображение практически не менялось в течение 60 лет их существования. Земские марки вначале печатались в местных типографиях, и это сказывалось на их качестве, но с 1884 года они начали печататься в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Внешнийвид марок резко улучшился. За 50 лет в 162 уездах России было выпущено около трех тысяч земских марок, в то время как государственных — только 139.

Как рождаются почтовые марки. План издания

Выпуск или эмиссия почтовых марок и нашей стране планируется Дирекциейпо изданию и экспедированию знаков оплаты (ДИЭЗПО) Министерства связи.Годовой план издания почтовых марок начинают составлять за год - два догода выпуска. Некоторые большие продолжающиеся серии (например, "ШедеврыЭрмитажа", "История советского авиастроения" и др.) планируются нанесколько лет. В подготовке формирования плана принимают участие государственные и общественные организации, научные учреждения, музеи.Свои предложения вносят и органиэации Всесоюзного общества филателистов ВОФ. Естественно, что почта стремится удовлетворять и пожелания многочисленных групп филателистов-тематиков, выпуская марки такихпопулярных мотивов, как космические исследования, искусство, спорт, флора, фауна и многие другие. Не следует забывать, что, выдвигая всебольше предложений о новых сюжетах марок, филателисты одновременно настойчиво предлагают сократить и количество выпускаемых марок.

Если в 60-х гг. выпуск марок в отдельные годы превышал 150 и даже 180, то в 70-80 годы Министерство связи, прислушиваясь к пожеланиям филателистической общественности, постепенно доводит его до 100.Руководство ДИЭЗПО обещало филателистам снизить в начале 80-х гг. ежегодный выпуск марок до 80. Хотя выполнение этого обещания изрядно затянулось, филателисты надеются, что оно все же будет выполнено. Последнее слово в планировании будущих выпусков принадлежитМинистерству связи. Он окончательно утверждает эмиссионный план, который принято называть тематическим планом издания почтовых марок.Утвержденный план публикуется в журнале "Филателия".