Вспомогательные почтовые пункты

С введением в России централизованной государственной почтовой службы, непосредственно входившие в ее состав почтовые учреждения охватывали лишь крупные города, а с появлением железных дорог и наиболее крупные железнодорожные терминалы, но не распространяли свою деятельность на многочисленные малые населенные пункты, особенно в сельской местности.

Создание разветвленной сети государственных почтовых учреждений в таких населенных пунктах, с полным их содержанием, включая оплату всего штата и аренду или покупку специальных помещений за счет государственных средств было невыгодно, вследствие относительно небольшого объема почтовых операций в каждом из таких учреждений и, соответственно, низких доходов, не покрывавших все расходы на их содержание. Кроме того, такая большая сеть государственных учреждений, зачастую отдаленных от основных транспортных путей, не могла эффективно управляться из одного центра.

Оборотная сторона оболочки казенного письма

Оборотная сторона оболочки казенного письма, отправленного 14 сентября 1861 г. из Ладейного Поля в Ошту Олонецкой губернии. Штемпель получения Оштинской конной почтовой станции без даты

С 1864 г. в ряде уездов европейской части России стала создаваться земская почта, обеспечивавшая почтовые нужды в рамках только этих уездов и обменивавшаяся почтовыми отправлениями с ближайшими государственными почтовыми учреждениями. Земские почты не являлись частью общегосударственной сети, и их работа регулировалась только местными земскими властями, а сами земские почтовые учреждения были ограничены в своих функциях. Кроме того, земства отсутствовали в таких частях России, как Сибирь, Кавказ, Средняя Азия и в прибалтийских губерниях, где происходил быстрый рост населения. Поэтому земская почта не могла оказать существенного влияния на общегосударственный почтовый оборот.

Все названные факторы и явились основой для принятия решений об открытии негосударственных почтовых учреждений, которые, однако, должны были входить неотъемлемой составной частью в общегосударственную почтовую сеть и деятельность которых регулировалась бы определенными общими правилами. Кроме того открывались филателистические магазины, которые любили посещать начинающие коллекционеры, рядом могли быть и другие, например, магазин фурнитура.

Уже в самом начале XIX века прием и выдача писем стали проводиться на некоторых конных почтовых станциях, многие из которых управлялись частными лицами. С 1894 г. проведение почтовых операций было разрешено на некоторых станциях железных дорог и в ряде волостных правлений. Позднее такие учреждения стали возникать и при других организациях, получив первоначально название «почтовые операции». Позднее, в Правилах почтовых сношений, изданных в 1909 г., все они были объединены под общим наименованием «вспомогательные почтовые пункты» (далее — ВПП).

К наиболее ранним ВПП можно отнести конные почтовые станции (КПС), содержавшиеся частными владельцами, получавшими такое право на торгах, некоторые из которых занимались обработкой почты под контролем местных государственных почтовых учреждений и лишь частично финансировались в этих целях за счет средств почтового ведомства. Почтовые операции на таких стянциях стали проводиться еще в начале 1800-х гг. на основании договоров с Почтовым департаментом.