Железнодорожная почта

Первая железнодорожная линия в России протяженностью 26 километров была открыта в ноябре 1837 г. Соединив Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Только в 1851 г. началось движение на первой крупной железной дороге, соединившей С.Петербург с Москвой. Также в начале 1850-х гг. были построены, в стратегических целях, Варшавско-Венская и Варшавско-Петербургская железные дороги.

Недостаток железных дорог стал одной из причин поражения России в Крымской войне 1853-1856 г. Это дало стимул к быстрому росту железнодорожного строительства. В период с 1865 по 1875 год строилось, в среднем, по полторы тысячи километров железных дорог ежегодно. К 1913 г. общая протяженность железнодорожной сети в России, не считая дорог Финляндии, Китайско-Восточной железной дороги и узкоколеек местного значения, достигла 70 тысяч километров. На сегодня экскурсии для детей в Тюмени и в другие города России по железной дороге не составит труда.

 

Железнодорожная почта

Конверт письма, отправленного 8 декабря 1852 года из Санкт-Петербурга в Москву со штемпелем железнодорожного почтового отделения на вокзале Санкт-Петербурга Перевозка почты этим новым видом транспорта началась уже сразу после открытия Царскосельской железной дороги. Услуги этой частной дороги оплачивались из казны. В 1857 г. вновь введенным Почтовым уставом железные дороги обязывались бесплатно перевозить почту в каждом пассажирском поезде частной акционерной компании, именовавшейся Главным обществом российских железных дорог. Устав этой компании предусматривал наличие в каждом поезде почтового отделения длиной в полторы сажени. Прогон же каждого специального почтового вагона Почтовый департамент должен был оплачивать по таксе 30 копеек с каждой пройденной версты.

В 1869 г. был организован специальный орган — Управление перевозки почт по железным дорогам (далее Управление). Железнодорожные почтовые отделения, действовавшие, преимущественно, на конечных станциях почтовых маршрутов и в почтовых вагонах, были подчинены девяти территориальным отделам, созданным в составе нового Управления. Впоследствии число этих отделов было увеличено до двенадцати.

Управление было самостоятельной организацией, независимой от Почтового департамента. Сеть подчинявшихся ему почтовых отделений быстро росла.

Основные маршруты почтовых вагонов имели порядковые номера, причем прямой и обратный маршруты получали, соответственно, нечетный и четный номера. С течением времени появлялись новые маршруты, получавшие новые номера, а иногда изменялось и значение старых номеров. Временным и местным железнодорожным маршрутам номера не присваивались. Почтовые отправления, перевозимые по железной дороге, выделяются из общей массы корреспонденции применявшимися специальными календарными штемпелями железнодорожных почтовых отделений. В ведение Управления входили и почтовые отделения русских железных дорог, расположенных на территории других государств — Китайско-Восточной и части Среднеазиатской железных дорог. В то же время ему не подчинялись отделения на железных дорогах Финляндии и Царства Польского (до 1870 г.).

Разные типы почтовых железнодорожных отделений, то есть стационарных почтовых отделений на вокзалах и подвижных почтовых отделений почтовых вагонов, имели свои типы почтовых штемпелей, вид которых изменялся с течением времени. В связи же с тем, что в 1890 и в 1903 г. при введении новых типов календарных штемпелей во всех почтовых организациях специально оговаривалось, что новые штемпеля должны изготовляться и применяться только по мере прихода в негодность старых штемпелей, в одни и те же отрезки времени применялись штемпеля различных типов.

Сопутствующие Товары