Интерфлюг - аэрофлот совместным маршрутом

Филателисты начинают счет авиапочтовых документов Германской Демократической Республики со специального штемпеля Лейпцигского аэропорта, который применяли во время осенней ярмарки 1949 г. А уже 17 января 1950 г. состоялся первый официальный полет по линии Берлин — Москва, выполненный самолетом советского Аэрофлота, который стартовал с аэродрома в Шёнефельде.

Самолет доставил в Москву почту, отмеченную специальным фиолетовым штемпелем с изображением Бранденбургских ворот в Берлине и Спасской башни Кремля в Москве. Для оплаты этой почты использовали новые марки ГДР, выпущенные в октябре 1949 г., а также почтовые марки с надпечаткой Советской зоны, которые находились в обращении до 28 февраля 1950 г. Письма, доставленные с первым рейсом Аэрофлота из Берлина в Москву в январе 1950 г., являются весьма редкими.

Дальнейшее развитие воздушного сообщения между Германской Демократической Республикой и Советским Союзом получило большой толчок в 1954 г. после того, как 25 марта Советское правительство опубликовало Заявление об отношениях между СССР и ГДР, в результате которого был провозглашен суверенитет ГДР. Это создало правовые основы для развития гражданских воздушных сообщений ГДР. Подготовку к образованию национального гражданского воздушного флота в Германской Демократической Республике начали уже в мае того же года. С 1 июля 1955 г. подготовительные работы возглавил Артур Пик, сын первого президента ГДР В. Пика.


Конверт первого официального полета "Аэрофлота" Берлин - Москва 17 января 1950 г.

https://toptime.com.ua/ru/catalog/svetry/kenguru/

Ему и его сотрудникам пришлось столкнуться со многими трудностями, большими и малыми. Основными из них были отсутствие гражданских аэропортов, незначительный парк пассажирских и транспортных самолетов, нехватка летных и технических кадров. Однако энтузиазм авиаторов Германской Демократической Республики не знал границ. Уже в 1954 г. в Шёнефельде был открыт гражданский аэропорт, переоборудованный из военного аэродрома фирмы «Хеншель». Почтовая служба ГДР сразу же открыла в нем свое отделение и отметила это событие специальным почтовым штемпелем, который использовали для гашения корреспонденции с 25 января по 21 февраля. В дальнейшем с несколько измененным названием («Аэропорт Берлин-Шёнефельд» вместо «Шёнефельд Берлин-Грюнау 1 Аэродром») этот штемпель использовали еще более года в период с 20 июля 1955 г. по 31 августа 1956 г.

Для укрепления парка гражданских самолетов ГДР, Советский Союз передал ей отряд самолетов Ил-14, первый из которых, имевший бортовой знак «DDR — АВА», прибыл в аэропорт Шёнефельд 30 июля 1955 г. В серии почтовых марок ГДР, выпущенной 1 февраля 1956 г. и посвященной открытию гражданского воздушного сообщения, этот самолет изображен на марке номиналом 10 пфеннигов. Вся серия встречается на конвертах первого дня, а также со специальным гашением.

Подготовка летных и технических кадров для гражданского воздушного флота ГДР проходила как в самом немецком государстве, так и в Советском Союзе. Летчики Аэрофлота обучали своих немецких коллег непосредственно на переданных им самолетах Ил-14, а 25 экипажей из ГДР проходили курс обучения в советском городе Ульяновске.


Первый официальный самостоятельный полет гражданского воздушного флота ГДР выполнил 16 сентября 1955 г. самолет Ил-14 с бортовым знаком «DDR — АВА», который доставил в Москву правительственную делегацию во главе с премьер-министром ГДР О. Гротеволем, подписавшую исторический Договор об отношениях между СССР и ГДР. 18 июня 1956 г. в Москве был подписан двусторонний договор об установлении советского-германских воздушных сообщений в силу 21 июля того же года. Через 10 лет, 1 сентября 1966 г., действие этого договора было продлено.

В соответствии с договором 4 октября 1956 г. была открыта авиалиния по маршруту Берлин - Варшава - Москва, которую обслуживали самолеты Ил-14 «Люфтганзы» ГДР. Почту для отправки с первым полетом на этой линии принимали в отделении воздушной почты Берлина NW-7. Для которого ровно за восемь месяцев до первого полета рейса DH-600 в Москву 4 февраля 1956 г. был введен специальный авиационный календарный штемпель. 1 октября 1956 г. этот штемпель был заменен новым со стилизованным изображением летящего журавля, являвшегося эмблемой «Люфтганзы».

Специальный маркированный конверт открытия авиалинии "Люфтганзы" ГДР Берлин - Москва 1956 г.

Специальный маркированный конверт открытия авиалинии Люфтганзы ГДР Берлин - Москва 1956 г.

Почтовая корреспонденция, доставленная первым рейсом в Москву, была погашена 4 октября 1956 г. новым штемпелем NW-7 или тоже новым, введенным с 1 сентября того же года, штемпелем аэропорта Шёнефельд-2 (через Берлин-Грюнау 1), а также специальным почтовым сопроводительным штемпелем с наименованием маршрута полета. К полету были изготовлены специальные немаркированные и маркированные конверты (номиналом 5 пфеннигов), всего трех типов с указанием маршрута. На двух типах конвертов был воспроизведен, синей краской стилизованный рисунок специального штемпеля полета Аэрофлота Берлин — Москва 1951 г. Обратный полет рейса DH-601, с которым было доставлено немного почты из Москвы в Берлин, состоялся 7 октября.

Еще одним филателистическим документом первых авиапочтовых связей между ГДР и Советским Союзом являются письма и почтовые карточки, пролетевшие из Лейпцига в Пекин через Москву в марте 1957 г. Проделав 4 марта путь со специальным ярмарочным полетом из Лейпцига в Прагу, эта корреспонденция была затем перегружена на самолет Аэрофлота Ту-104, совершивший полет по маршруту Прага — Москва — Пекин. Письма и почтовые карточки, доставленные таким комбинированным путем, прибыли в Пекин 12 марта. Клуб коллекционеров авиапочты в Берлине специально для них изготовил памятный маршрутный штемпель, который ставили зеленой штемпельной краской в дополнение к почтовому штемпелю аэропорта Лейпцигской ярмарки.

Пилоты ГДР успешно осваивали новые самолеты и новые маршруты полетов. К 30 июня 1958 г. все советские летчики-инструкторы вернулись в Советский Союз, и гражданский воздушный флот ГДР начал полностью самостоятельно эксплуатировать свои машины. В 1957 г. в Советском Союзе появился первый пассажирский самолет С. В. Ильюшина с четырьмя турбовинтовыми двигателями Ил-18. Успешно пройдя всесторонние испытания, этот самолет был передан в серийное производство и в 1958 г. вышел на линии гражданского воздушного флота СССР. Развивая традиции дружбы и братства, Советский Союз в ближайшие после этого годы передал новейшие комфортабельные машины для эксплуатации на воздушных трассах ГДР. Уже 1 апреля состоялся первый полет Ил-18 на линии DH Берлин — Москва.

Конверт первого полета Ил-18 "Люфтганзы" ГДР Берлин - Москва 1 апреля 1960 г.

Конверт первого полета Ил-18 Люфтганзы ГДР Берлин - Москва 1 апреля 1960 г.

Конверт юбилейного полета Ил-18 "Люфтганзы" ГДР Берлин - Москва 7 октября 1961 г. по случаю Пятой годовщины эксплуатации авиалинии Берлин - Москва - Берлин
Конверт юбилейного полета Ил-18

По случаю этого события в ГДР применяли специальный треугольный маршрутный штемпель и выпустили иллюстрированные немаркированные конверт и почтовую карточку. Почту для доставки с первым полетом Ил-18 по маршруту Берлин — Москва принимали в берлинском авиапочтовом отделении (NW-7) 30 и 31 марта, о чем свидетельствуют календарные почтовые штемпеля гашения писем и почтовых карточек этого полета. Для обратного полета, также состоявшегося 1 апреля, советская почта применяла впервые для маршрутов в ГДР специальный штемпель с изображением силуэта Ил-18 и полным наименованием маршрута.

По случаю пятой годовщины эксплуатации авиалинии Берлин — Москва — Берлин 7 октября 1961 г. состоялся юбилейный полет самолета Ил-18 «Люфтганзы» ГДР по этому маршруту. Для этого полета был выпущен специальный немаркированный конверт, а «Люфтганза» применяла маршрутный штемпель, который ставили красной штемпельной краской в дополнение к календарному почтовому штемпелю гашения берлинского авиапочтового отделения NW-7.

В 1960 г. в Советском Союзе был сконструирован новый самолет для внутренних авиалиний с двумя турбореактивными двигателями Ту-124. Это — пассажирский самолет вместимостью 50 пассажиров, представляет собой уменьшенную копию известного лайнера Ту-104. Он экспонировался Аэрофлотом на весенней Лейпцигской ярмарке 1963 г. 12 марта Ту-124 совершил круговой показательный полет, стартовав из Лейпцигского аэропорта Мокау. Для гостей ярмарки, приглашенных присутствовать при этом полете, советское торгпредство отпечатало специальные пригласительные билеты.

Погашенные специальным ярмарочным почтовым штемпелем аэропорта, они являются интересным документом истории советско-германских авиационных связей и служат желанным объектом коллекционирования.