Виды почтовых отправлений. Бандерольные отправления
До второй половины XIX в. в России по почте пересылались письма, деньги в пакетах и посылки. Пересылка писем оплачивалась по весу, причем сам сбор за письма назывался весовым. В 1843 г. в России была проведена почтовая реформа, в соответствии с которой устанавливалась единая для всего государства плата за пересылку писем независимо от расстояния. В течение XIX в. весовые и страховые сборы за пересылку по почте различных видов корреспонденции неоднократно менялись.
Во второй половине XIX в. в России были введены новые виды почтовых отправлений: заказные письма, бандероли, почтовые и телеграфные денежные переводы, письма с наложенным платежом.
Бандерольное отправление, франкированное маркой по тарифу 2 копейки, отправленное 16 июня 1879 г.
из Санкт-Петербурга в Голландию
Введение в практику почтовых операций простых бандерольных отправлений относится к 1 января 1870 г. Правилами их пересылки определялось, что: «Отправления, пересылаемые по почте открыто под бандеролями или в незапечатанных конвертах, за уменьшенную плату, именуются бандерольными отправлениями. Для пересылки открыто под бандеролями применяются:
а) печатные, литографированные, металлографированные или другим механическим способом воспроизведенные предметы, удобные к пересылке;
б) деловые бумаги;
в) образчики и пробы товаров, не имеющие никакой ценности в продаже. Бандерольное отправление должно быть заделано так, чтобы легко было проверить вложение.
Бандерольные отправления не должны заключать писем, а также чего-либо рукописного, имеющего характер текущей и личной переписки». За каждые 4 лота внутреннего или 50 граммов международного бандерольного отправления взималось 2 копейки. С 1 января 1890 г. ГУПиТ выпустило в обращение маркированные бандерольные обертки, представлявшие собой прямоугольные листы бумаги, на один край которых была нанесена клеевая полоса. Номиналы напечатанных марок составляли 1 и 2 копейки. При превышении веса бандерольного отправления свыше 4 лотов, дополнительная оплата производилась наклеиванием соответствующих почтовых марок.