Аэрофилателия на почтовых марках

Уже в начале XX в. в мире появились первые промышленные летательные аппараты. Бурное развитие авиации происходило в 1920-1930-х годах. Почта не могла не откликнуться на эти события, результатом чего стало появление аэрофилателии, ставшей одним из популярнейших направлений тематической филателии.

Серия специальных авиапочтовых марок

Серия специальных авиапочтовых марок с надпечатками новой цены, выпущенных весной 1924 г

Советский Союз вошел в число одной из ведущих держав мира в области развития авиации. Поэтому авиапочта довоенного периода заняла одно из ведущих мест в мировой аэрофилателии. Первая воздушная линия, осуществлявшая как пассажирские, так и почтовые перевозки, связана с созданием в 1921 г. русско-германского акционерного общества «Дерулюфт», 51% акций которого принадлежал правительству РСФСР. Советское Торговое представительство в Берлине заключило с этим обществом договор о воздушных перевозках, обеспечивший парку самолетов «Дерулюфта», состоявшему из 10 самолетов, полетную работу и ее оплату. Первоначально перевозки осуществлялись по маршруту Москва-Кенигсберг протяженностью 1300 км с посадками в Смоленске и Ковно (Каунасе). Первый полет состоялся 1 мая 1922 г. Его выполнял И. Ф. Воедило, в прошлом военный летчик, герой Гражданской войны.

Всего за 1922 год было перевезено около 400 пассажиров и более 18 тонн почты и грузов. В 1926 г. «Дерулюфт» продлил линию Москва-Кенигсберг до Берлина и продолжал ее эксплуатацию до 1937 г. Ранние письма этой линии имеют, обычно, интересную франкировку, связанную с имевшей в то время в стране инфляцией.

Первая отечественная почтовая марка с изображением самолета появилась в ноябре 1922 г. в благотворительной серии «Помощь голодающим». Тогда же была выпущена и первая специальная авиапочтовая марка с изображением контура самолета в виде красной надпечатки на марке, посвященной 5-летию Октябрьской революции, но в измененном цвете. Номинал марки 45 рублей на момент заказа Наркомпочтелем соответствовал дополнительному сбору за доставку корреспонденции воздушной почтой по тарифу, действие которого продолжалось только до 24 октября 1922 г. К моменту же выхода марки в обращение дополнительный тариф был уже повышен до 75 рублей. Марки продавались только на Главном почтамте Москвы и весь выпуск был распродан в течение трех недель, после чего для нужд воздушной почты стали снова употребляться все циркулирующие марки.