Челюскинцы на почтовых марках

В 1932-1933 г. СССР принял участие в крупнейшем мировом мероприятии — исследованиях по программе Второго Международного полярного года. Задачей этого мероприятия было всестороннее и систематическое исследование Арктики, организованное многими государствами мира. 15 февраля 1932 г. было принято решение об организации морской экспедиции всесоюзного Арктического института для осуществления сквозного плавания по Северному морскому пути в одну навигацию.

В дополнение к уже созданной в 1928-1931 г. сети советских полярных станций в Арктике было решено построить новые станции на мысе Челюскина, мысе Северном, на Земле Франца-Иосифа и в других местах. Морские экспедиции охватили одновременными исследованиями все моря советской Арктики. Центральной была экспедиция на ледокольном пароходе «Сибиряков» под руководством О.Ю. Шмидта.

К мероприятиям Международного полярного года были выпущены 25 июля 1932 г. две почтовые марки номиналами 50 копеек и 1 рубль. На них изображены карта Арктики и ледокольный пароход «Сибиряков», плывущий во льдах, с летящим над ним самолетом. Надпись на марках — «воздушная почта». Рисунок в центральной части марки представляет собой географическую карту Северного полярного бассейна. Слева изображены самолет и ледокол, ломающий льды. Для обработки специальной почтовой корреспонденции с этими марками были изготовлены два штемпеля. Советскому пароходу «Челюскин» предстояло ответить на вопрос, только ли ледоколам под силу северные льды.

Челюскинцы на почтовых марках

Он вышел в рейс 10 августа 1933 г. с экспедицией ученых, которой руководил О. Ю. Шмидт. Полярная зима наступила раньше времени, нарушив все планы, и судно не выдержало ледяных тисков. Корабль погиб, но весь экипаж в составе 104 человек высадился на льдину. Радист Эрнст Кренкель передал на большую землю радиограмму о случившемся, и к лагерю челюскинцев были направлены два ледокола. Но время нельзя было терять и главную задачу по спасению челюскинцев возложили на авиацию. Условия для полетов были сложными. Льдины, которые служили посадочными площадками, часто трескались и заливались водой. 5 марта 1934 г. на лед сел самолет A.В. Ляпидевского, который вывез первым рейсом женщин и детей. 7 апреля в лагере приземлился М. Т. Слепнев, но при посадке самолет потерпел аварию.

Затем прилетели B. С. Молоков и Н. П. Каманин. Спустя некоторое время рейсы с материка участились — на льдину сели самолеты М. В. Водопьянова, И. В. Доронина и С. А. Леваневского. Воздушная линия связала ледовый лагерь с чукотским поселком Ванкарем. За спасательной операцией следили не только в нашейстране, но и во всем мире.

13 апреля 1934 г. все челюскинцы были вывезены со льдины. О. Ю. Шмидт и летчики, участвовавшие в спасении челюскинцев, были удостоены званий Героев Советского Союза. 8 января 1935 г. вышла в обращение серия из 10 марок, посвященная эпопее спасения челюскинцев. 50-летию героической эпопеи «Челюскина» посвящена серия из трех марок, вышедшая в 1984 г. На марках изображены Ледокол на фоне трассы маршрута дрейфа, сцена ухода экипажа с затертого льдами судна и самолет, прилетевший за экипажем ледокола.