Ледокольный флот России

Важнейшую роль в освоении Арктики и открытии Северного морского пути сыграл ледокольный флот России. По указанию русского судовладельца Михаила Бритнева в 1864 г. в Кронштадте, на принадлежавшем ему небольшом пароходе «Пайлот» английской постройки была срезана носовая оконечность под углом 20 градусов к линии киля, в результате чего судно могло наползать на лед и ломать его своей тяжестью. Впоследствии такую форму носа назвали ледокольной, а сам пароход признали прообразом нового типа судов — ледоколов. Ледокольный пароход «Пайлот» в 1864-1890 г. использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло значительно продлить время навигации. По типу «Пайлота» были построены еще несколько судов.

В конце 1890-х гг. XIX в. вице-адмирал С. О. Макаров предложил разработать проект мощного океанского ледокола — судна качественно нового типа, предназначенного для исследования Арктики. Такой проект был разработан специальной комиссией и строительство ледокола было заказано английской фирме «Армстронг». Первый русский ледокол водоизмещением 9000 тонн получил название «Ермак» и был спущен на воду 17 октября 1898 г. Его экипаж составлял 102 человека. В марте 1899 г. состоялось первое плавание «Ермака» во льдах. Всего же он находился в строю ледокольного флота 64 года. Впоследствии этот флот был пополнен целым рядом судов, в основном закупленных за рубежом.

Ледоколы на марках

Первыми ледоколами, построенными на верфях России, стали «Вайгач» и «Таймыр», спущенные на воду в 1909 г. В 1910-1915 г. эти ледоколы были участниками гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане. В 1914-1915 г. оба судна впервые прошли Северным морским путем из Владивостока в Архангельск. В 1938 г. «Таймыр» участвовал в эвакуации полярной станции «Северный полюс-1». Оба ледокола были выведены из эксплуатации только в 1950-х годах, а их имена были присвоены вновь построенным атомным ледоколам.

В 1959 г. на Адмиралтейских верфях в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч миль, самостоятельно проведя через льды 400 судов. В 1989 г. он был выведен из эксплуатации. Все десять созданных до настоящего времени в мире атомных ледоколов были построены в СССР.

Судам ледокольного флота России посвящена серия марок, выходивших в 1976-1981 г. 9 августа 1977 г. атомный ледокол «Арктика» вышел из Мурманска и взял курс на Северный полюс, который он достиг 17 августа. Этому ледовому походу к полюсу посвящен почтовый блок, на котором изображены атомный ледокол и маршрут его плавания. В 1988 г. вышла марка, посвященная высокоширотной экспедиции, совершенной в мае-июне 1987 г. на атомном ледоколе «Сибирь».

Новый континент на Южном полюсе Земли — Антарктида — был открыт русской экспедицией в составе двух парусных шлюпов — «Мирный» и «Восток» под командованием Фаддея Белинсгаузена и Михаила Лазарева, вышедшей в путь 15 июля 1819 г. и продолжавшейся 751 день. 28 января 1820 г. оба шлюпа подошли к Антарктиде в районе современного шельфового ледника, названного именем Белинсгаузена. Эта дата и вошла в историю как день открытия целого материка, еще неведомого людям — Антарктиды. 130-летнему и 150-летнему юбилеям этого великого географического открытия были посвящены марки, выпущенные, соответственно, в 1950 и 1970 г.

Первое официальное сообщение об организации советских экспедиций в Антарктику появилось в газетах 23 августа 1955 г. Дизель-электроход «Обь» с участниками экспедиции на борту отошел от причалов морского торгового флота Калининграда вечером 30 ноября 1955 г. К берегам Антарктиды в месте, получившем название «Берег Правды», судно подошло 5 января 1956 г. Позже в этот район прибыли еще два судна — дизель-электроход «Лена» и «Рефрижератор № 7». Высадка далась с большим трудом, но уже 13 февраля 1956 г. состоялось открытие первой базы советских экспедиций в Антарктиде — обсерватории Мирный. Первым начальником обсерватории стал Михаил Сомов.