Марки и благотворительность

Филателия — единственное собирательское хобби, дающее возможность поддержать различные благие начинания.

Это можно сделать, приобретая марки, выручка от продажи которых направляется или на благотворительность вообще, или в какую-либо отдельную филантропическую организацию. Такие марки обычно называют благотворительными (хотя употребляющийся в США термин «полупочтовые марки» более точен, так как часть доходов от их реализации получает почта).

Эта концепция появилась в Великобритании в 1890 г., когда были выпущены красочные конверты в честь' пятидесятилетия однопенсового почтового тарифа. Они продавались за 1 шиллинг, однако на оплату почтовых услуг шел 1 всего 1 пенс, а остальные 11 отчислялись в Благотворительный фонд вдов и сирот почтовых работников имени Роуленда Хилла.

Старинные почтовые марки

В 1897-1900 гг. некоторые из австралийских колоний — Новый Южный Уэльс, Квинсленд и Виктория — выпускали марки в честь шестидесятилетия царствования королевы Виктории и в пользу Фонда Англо-бурской войны. Они продавались за 1 шиллинг, 2 шиллинга или 2 шиллинга 6 пенсов при почтовом номинале всего 1 пенс, 2 пенса или 2,5 пенса соответственно. Этому примеру в 1905 г. последовали Россия и Румыния, правда, не вводя таких безобразно высоких наценок. Их марки, как и австралийские, использовались для конкретных благотворительных целей, в частности для нужд Русско-японской войны 1905 г.

Однако когда идея была подхвачена в остальных частях Европы, выручка стала передаваться на добрые дела, особенно на охрану здоровья детей. В поддержку этого направления благотворительности в Швейцарии с 1913 г. выпускались марки с латинской надписью «Pro juventute» («Для юношества»), в виде коротких серий, обычно посвященных какой-либо теме. Позже эта концепция распространилась и на другие виды филантропической деятельности. Тогда появилась надпись «Pro patria» (лат. «Для Родины»).