Перевозка почты по водным путям

Перевозка почты по водным путям пароходами частных компаний осуществлялась бесплатно, но они получали некоторые привилегии при ремонте, получении топлива и прохождении таможенных процедур. В почтовых правилах строго оговаривалось требование перевозить только корреспонденцию, полученную от учреждений почтового ведомства. В 1856 г. на некоторых маршрутах были установлены почтовые ящики, позволявшие принимать почту во время плавания. Ключи от ящиков находились у управляющих почтовыми отделениями по пути следования пароходов.

Во второй половине 1860-х гг. на пароходах стали перевозить не только простые письма но и корреспонденцию всякого рода, в связи с чем появились первые судовые почтовые отделения, которые принимали и сортировали корреспонденцию в пути. Они стали применять собственные пароходные штемпеля.

Почтовая карточка, опущенная в почтовый ящик на борту парохода РОПиТ

Почтовая карточка, опущенная в почтовый ящик на борту парохода РОПиТ, с гашением по прибытии в Одессу штемпелем местной почтовой конторы и со штампом «Paquebot».

В отличие от железнодорожных почтовых перевозок, для которых было создано специальное управление, пароходные перевозки не выделялись из общей системы почтовой связи и почтовые чиновники, имевшие дело с пароходной почтой, входили в штаты губернских почтовых управлений. На Балтийском море в 1830 г. правительство разрешило Рижской пароходной компании организацию регулярного почтового сообщения между Ригой, Митавой и Любеком.

Первые специальные почтовые штемпеля для клеймения в почтовых учреждениях портов мест отправления корреспонденции, отправлявшейся с пароходами, появились в начале 1830-х гг. на Балтийском море — в Санкт-Петербурге и Кронштадте. Почтовые сношения по Балтийскому морю с Финляндией первоначально поддерживались пароходами общества Абосского парового судоходства, совершавшими рейсы между Ревелем и Гельсингфорсом. С 1860-х гг. почтовая корреспонденция, следовавшая в Финляндию, Открытое письмо, отправленное 17 апреля 1906 г. пароходом линии Архангелъск-Вардэ через Вардэ (Норвегия) в Воден (Швеция)перевозилась обществом судоходства и пароходства «Дельфин», пароход которого «Виктория» поддерживал рейсы между Санкт-Петербургом, Выборгом, Фридрихсгамом, Ловизой и Гельсингфорсом.

С 1892 г. на судах, отправлявшихся из финских портов Або и Гельсингфорс, применялись для гашения писем, опущенных в корабельные почтовые ящики, специальные штемпеля без даты в виде различных изображений кораблей. Позже, в почтовой конторе порта Або, для гашения знаков оплаты и клеймения писем, отправлявшихся и прибывавших с пароходами, применялся специальный круглый календарный штемпель с дополнительным изображением парохода на нем.