Советские авиапочтовые марки

Перед полетом цеппелина в 1931 г. вышла в свет серия из четырех марок разных номиналов, на которых художник Дубасов изобразил ледокол «Малыгин» и парящий над ним «Цеппелин». Марки эти были также изданы в зубцовом и беззубцовом вариантах небольшим тиражом — по 50 тысяч штук. Почтовые отправления, перевезенные на «Малыгине», где действовало специальное почтовое отделение, возглавлявшееся известным полярником И. Д. Папаниным, на дирижабле были франкированы немецкими и советскими марками, гасившимися специальными штемпелями.

серия из четырех марок разных номиналов

В СССР первый дирижабль был создан в 1924 г. Через шесть лет советский дирижабль «СССР-В6» 29 сентября — 4 октября 1937 г. совершил полет продолжительностью 130 часов 27 минут, установив мировой рекорд для дирижаблей всех классов. За 15 лет — с 1925 по 1940 год — одиннадцать малых советских дирижаблей налетали, в общей сложности, 6 млн. км.

Филателистическими памятниками советской эпохи дирижаблей служит ряд выпусков почтовых марок. В 1931-1934 г. увидели свет несколько серий марок «Дирижаблестроение». Последняя серия «Дирижабли СССР», состоящая из 5 марок воздушной почты, была издана в октябре 1934 г. На рисунках этих марок были воспроизведены изображения советских дирижаблей «Ленин», «Правда» и «Ворошилов». Истории дирижаблестроения посвящена и серия марок, выпущенная в России в 1991 г. На ней изображены как иностранные дирижабли «Цеппелин» и «Норвегия». Так и отечественные их образцы — «Альбатрос», «Победа» и «GA-42».

Десятилетию открытия первой официальной авиационной линии Москва-Кенигсберг была посвящена серия авиапочтовых марок, выпущенная в 1933 г. Для изучения атмосферы Земли широко применялись стратостаты. Полет стратостата «СССР-1» состоялся 30 сентября 1933 г. Во время этого полета стратостат с экипажем в составе Г. А. Прокофьева, К. Д. Годунова и Э. К. Бирнбаума установил мировой рекорд, достигнув высоты 19 000 метров. Этому рекордному полету была посвящена серия из трех марок, выпущенная в ноябре 1933 г. К 50-летней годовщине полета стратостата «СССР-1» в 1983 г. почтой также была выпущена марка.

Полет стратостата «Осоавиахим-1» состоялся 30 января 1934 г. Стратостат достиг рекордной высоты 22000 метров. Но при снижении стратостата произошла авария и члены его экипажа погибли. Памяти стратонавтов И. Д. Усыскина, А. Б. Васенко и П. Ф. Федосеенко был посвящен выпуск в сентябре 1934 г. марок с их портретами. Марки этих же рисунков были также выпущены в 1944 г. В 1984 г. в 50-ю годовщину полета стратостата «Осоавиахим-1» был также выпущен конверт с оригинальной маркой.

16 апреля 1934 г. было учреждено звание Герой Советского Союза и первыми его были удостоены летчики — участники спасения экипажа парохода «Челюскин» в феврале 1934 г. Ими стали Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и Анатолий Ляпидевский. Им посвящены марки, вышедшие в серии, посвященной спасению экипажа «Челюскина».

Среди советских авиапочтовых марок заслуживает особого внимания редкая сегодня марка, выпущенная в честь планировавшегося перелета летчика С. А. Леваневского по маршруту Москва-Северный полюс-Сан-Франциско. На марке с его изображением, вышедшей ранее в серии «Герои СССР», была сделана надпечатка: «Перелет Москва-Сан-Франциско через Сев. Полюс. 1935». 3 августа 1935 г. летчики С. А. Леваневский, Г. Ф. Байдуков и В. И. Левченко отправились в полет на самолете АНТ-25, но пролетев 2000 километров, из-за неисправности мотора экипаж прервал полет и вернулся в Москву. Марка была издана 10-тысячным тиражом. Она предназначалась для франкирования корреспонденции, отправляемой во время перелета. Было сделано около 300 почтовых отправлений и после возвращения самолета из прерванного полета они были отправлены другим рейсом по существующим авиалиниям.
Со временем обнаружилось, что на немногих экземплярах название «Франциско» напечатано со строчной (малой) буквы «ф». Кроме того был обнаружен один лист с перевернутой надпечаткой. Эти марки стали признанными раритетами как советской, так и мировой аэрофилателии.

Всемирную славу советские летчики стяжали в 1937 г. Первый беспосадочный перелет из Москвы через Северный полюс в США планировался в 1937 г. с прибытием в Сан-Франциско. К перелету готовился экипаж М. М. Громова, однако в последний момент его заменили на экипаж В. П. Чкалова. В состав этого экипажа также входили второй пилот Г. Ф Байдуков и штурман А. В. Беляков. Они находились в полете с 18 по 20 июня, пролетев за 63 часа 25 минут рекордные для беспосадочного полета 8868 километров. По техническим причинам перелет завершился в г. Портленд.