Первая в мире дрейфующая научная станция

Первая в мире дрейфующая научная станция «Северный полюс-1» была высажена с самолетов на лед в районе Северного полюса 27 мая 1937 г. Экспедицией руководил уже известный полярный исследователь О. Ю. Шмидт. Первым на лед совершил посадку знаменитый полярный летчик, герой СССР М. В. Водопьянов, доставивший на льдину группу исследователей Евгения Федорова, Петра Ширшова, Эрнста Кренкеля и Ивана Папанина. Через некоторое время с базы на острове Рудольфа стартовали самолеты Василия Молокова, Анатолия Алексеева и Ильи Мазурука, которые доставили научное оборудование и грузы. Советской воздушной экспедиции по высадке научной дрейфующей станции «Северный полюс-1» посвящена серия из трех марок, вышедшая в феврале 1938 г.

Научная станция «Северный полюс-1» дрейфовала со льдами Северного Ледовитого океана 274 дня. В феврале 1938 г. льдина дала трещину, а затем стала раскалываться на отдельные части. Экспедиция была своевременно эвакуирована ледоколами «Мурман» и «Таймыр». С тех пор исследования в районе Северного полюса стали вестись русскими полярниками постоянно. В память о снятии со льдины полярников научной станции «Северный полюс-1» в июне 1938 г. была выпущена серия из четырех марок. Научной станции «Северный полюс-1» посвящен также почтовый блок, выпущенный в 1957 г. В 1962 г. на этом блоке была сделана надпечатка «25 лет с начала работы станции СП-1 (1937-1962)».

Северный полюс-1 почтовый блок 1957 г.

В последующие годы снаряжение дрейфующих станций «Северный полюс» стало регулярным. Они стали важнейшим элементом в изучении Северного Ледовитого океана. С 1954 г. началась история полярной почты. Тогда первое в мире почтовое отделение было открыто Минсвязи СССР на станции «Северный полюс-4». С тех пор дрейфующие станции, кроме радиосвязи, имели почтовую связь с Москвой, которая поддерживалась самолетами. Начальниками почтовых отделений станций назначаются члены экспедиций, заведующие радиосвязью.

В 1955 г. на двух стандартных авиапочтовых марках были сделаны специальные надпечатки «Северный полюс-Москва. 1955 г.». Этим отмечалось установление воздушного моста между Северным полюсом и Москвой. Работе дрейфующей станции «Северный полюс» была посвящена и серия из трех марок, вышедшая также в 1956 г. На трех марках серии отражены два сюжета: общий вид станции и полярник, занятый научными наблюдениями. Научной станции «Северный полюс-1» посвящен также почтовый блок, выпущенный в 1957 г. В 1962 г. на этом блоке была сделана надпечатка «25 лет с начала работы станции СП-1 (1937-1962)».